ГАРЯЧА ЛІНІЯ(050) 447-70-63
на зв’язку 24 години
Залиште свої дані
і ми зв’яжемося з вами
дякуємо за звернення

Або ж зв’яжіться з нами:

[email protected]

(050) 447-70-63

Подай скаргу

Дело фотокорров как имиджевый удар по «реформаторам»

14.07.2011, 05:44

Грузинские власти не учли давно известную формулу: «уровень демократии равняется отношению к прессе»

Мировое журналистское сообщество продолжает активно обсуждать дело грузинских фотокорреспондентов, обвинённых в шпионаже. По сути, дело является прецедентом, весьма опасным для журналистов. Ведь речь идёт об аресте представителей в том числе и европейских СМИ без предъявления каких-либо аргументированных доказательств по обвинению в очень серьёзном преступлении. Если такой прецедент возможен в отдельно взятой стране, почему его нельзя использовать как репрессивный инструмент против независимых СМИ и в других странах, - вот в чём вопрос. Тем более, что статья обвинения прямо связана с такой тонкой сферой, как национальная безопасность.

 

Как очевидно уже сейчас, это дело может стать большой проблемой для грузинской власти и очень серьёзно испортить её реформаторский имидж, выстраиваемый годами.

Итак, немного предыстории. 7 июля грузинская контрразведка задержала представителя «Европейского пресс-фотоагентства» в Грузии Зураба Курцикидзе, фотографа пресс-службы администрации президента Грузии Ираклия Геденидзе, его супругу, тоже фоторепортёра Натию Геденидзе и фотографа МИД Георгия Абдаладзе.

 

9 июля фоторепортёрам было предъявлено обвинение в шпионаже - в сборе, хранении и передаче документов и различных данных, содержащих государственную тайну, представителю иностранной организации.

 

В этот же день суд, проходивший в закрытом режиме, удовлетворил ходатайство Главной прокуратуры Грузии, оставив журналистов за решёткой и отметив, что они обвиняются в совершении особо тяжкого преступления, которое карается лишением свободы на срок более 10 лет. Из-под ареста освободили лишь Натию Геденидзе, с официальным заявлением, что она «признает свою вину и раскаивается в совершённом преступлении, имеет постоянное место жительство и двоих малолетних детей». На дело по задержанным фотокорреспондентам наложен гриф «секретно».

Все эти действия грузинских властей вызвали протест как международной общественности, так и грузинских журналистов. Фактически каждый день в Тбилиси - акция в поддержку задержанных.

В среду журналистам удалось добиться встречи с одним из влиятельнейших людей Грузии - министром внутренних дел Вано Мерабишвили. Во время встречи Мерабишвили заявил, что у следствия есть «достаточно доказательств», чтобы предположить, что Курцикидзе с 2004 года был связан с сотрудниками российской военной разведки, в частности с Анатолием Синицыным и Сергеем Окроковым.

В 2006 году Грузия задержала четырёх российских граждан по обвинению в шпионаже, за этим последовал скандал между Грузией и Россией. Тогда власти Грузии заявили, что координация шпионской сети производилась за пределами Грузии офицером российской военной разведки Анатолием Синицыным.

Мерабишвили также заявил, что существует «достаточно доказательств» для предположений, что Курцикидзе после 2004 года осуществил десятки телефонных звонков сотрудникам российской военной разведки.

Журналисты потребовали доказательств в пользу слов министра и снятия грифа «секретно» с дела, но получили лишь заверения, что доказательства будут продемонстрированы в суде и что суд будет открытым и публичным.

Также власть пока отказывается выполнять требование об изменения меры пресечения, но, как рассказали нам участники встречи, эта тема «окончательно не закрыта, и дискуссии об этом будут продолжаться».

Итак, главный вопрос остался без ответа - есть ли у власти достаточно оснований для ареста по обвинению в шпионаже? Совершенно не понятно, к какой такой тайной информации имели доступ фотокорреспонденты, работавшие преимущественно на официальных мероприятиях? К снимкам официальных лиц? Каков может быть уровень доступа к государственным секретам у фотокорреспондентов?

Похоже, грузинские власти уже начинают понимать, чем может обернуться для их репутации это дело. Мерабишвили прямо назвал «глупостью» заявления о том, что фотографов наказывают за их профессиональную деятельность, что якобы связано со сделанными ими фотоснимками 26 мая во время разгона акции протеста на проспекте Руставели.

Что же может стоять за подобными действиями Саакашвили и его команды? Вряд ли министр внутренних дел Вано Мерабишвили принимал решение об аресте без ведома шефа.

Одна из главных версий - Саакашвили необходимо поддерживать атмосферу страха и культивировать любые темы, связанные с посягательством на национальную безопасность. Это вполне действенная мера в стране, которая так недавно прошла через войну.

Тем более что совсем недавно в Грузии имела место ещё одна история с задействованием СМИ и «российской угрозы» - программа о повторе войны с Россией, продемонстрированная в прямом эфире телекомпании «Имеди».

Мотив и интерес власти понятен: при наличии внешней угрозы страна вынуждена сплотиться вокруг сильного лидера и поддерживать власть.

Версия вторая: журналисты продавали какие-то фото из личного архива, а «железный Вано» решил действовать свойственными ему жёсткими методами. Международные организации не раз указывали грузинским властям на резкое увеличение количества заключённых в стране и на проблему пыток. Так что ведомство Мерабишвили многие подозревают в умении «выбивать признания» специфическими методами.

Версия третья: это демонстрация того, как 314-я статья КК может быть использована против любого, кто захочет идти в противовес «генеральной линии». Статья выписана таким образом, что при желании обвинение можно предъявить практически любому, кто работает с информацией. То есть речь идёт о попытке власти продемонстрировать «силу» перед президентскими выборами и теми событиями, которые вот-вот стартуют для подготовки процесса ухода Миши и перемещения его в другое властное кресло.

Ну и, конечно, не стоит так уж прямо отбрасывать и официальную версию. Но большинство грузинских журналистов настаивают на том, что не имеют оснований доверять пока голословным утверждениям власти, поэтому в первую очередь требуют прозрачности.

А вот теперь самое интересное - предварительные последствия и выводы из истории, которой ещё далеко до завершения.

Грузия оказалась в эпицентре очередного скандала, связанного с особо чувствительной для демократического мира темой - свободой прессы. Эта сфера и так вызывала много критики, а теперь ситуация получила весьма радикальное развитие. Саакашвили много раз обвиняли в контроле над большинством каналов страны, а также над общественным вещателем. Теперь к этому обвинению могут прибавиться репрессии.

Этот скандал является серьезнейшим ударом для имиджа грузинских властей в демократическом мире, ставя под угрозу восприятие всех позитивных преобразований, которые команда Саакашвили могла записать себе в актив.

Грузинские власти не учли давно известную формулу: «уровень демократии равняется отношению к прессе». И теперь рискуют получить двойку, что может сказаться и на отношении к власти внутри страны. То есть эффект может быть прямо противоположным.

Нужно отметить, что контроль власти над СМИ не является настолько жёстким, чтобы распространение истории можно было ограничить «по указке сверху». Её активно освещают все телеканалы, об ней много пишут, обсуждают в среде. И это демонстрирует, что уровень развития гражданского общества и журналистов в Грузии уже достаточно высок, чтобы быть способным противостоять власти в вопросе обеспечения базовых прав человека.

Теперь власть должна решить: принять ли условия журналистов и попытаться «сохранить реформаторское лицо», либо сделать ставку на «сильную руку» и создать опасный, но показательный для многих прецедент.

От того, какое решение примет команда Саакашвили, зависит не только вектор дальнейшего развития этой страны. От этого зависит и вера всего постсоветского пространства в возможность в постсоветской стране построить успешное демократическое государство, базированное на западных ценностях, или же придётся смириться с тем, что все успехи - это иллюзия на фоне маятника, который обязательно должен метнуться обратно, в направлении авторитаризма и примата интересов государства над интересами человека.

Вікторія Сюмар, ІМІ

 

 

 

 

 

Liked the article?
Help us be even more cool!